Эта страница написана где-то в 1998 году. Последняя редакция: март 2006 г.
СТО, скорости, ускорение состава, источники энергии Солнца.
Вопрос о видах скоростей с хорошим математическим обоснованием изложен на страницах Некоторые Вопросы СТО.
... для начала я скопирую задачи, поставленные раннее: "В обычной жизни иногда две разные физические величины мы видим как одно и то же. Даже называем их одинаково, не подозревая, что это разные вещи. Я предлагаю вопросы, на которые я отвечу в следующем письме, комментируя ответы, если таковые появятся. Осторожно, можно вляпаться!
1.Я изготовил абсолютно точно метровый стержень. Он пролетел перед носом за одну секунду. Чему равна его скорость?
2.Я еду в машине насчитал сто километровых столбиков за один час. Чему равна моя скорость.
3. Космонавт смотрит по объемной карте Вселенной и определяет, что его корабль за секунду преодолел 600 000 км. Возможно ли это? Какова его скорость? (Не фантазировать и не выходить за рамки СТО)"
Увы, ответов не последовало. Либо поленились, либо не захотели вляпаться. Если использовать определение скорости, которое использует бо'льшая часть мира, то:
1. 1 м/с, 2. 100 км/час, 3. 600 000 км/с.
Если использовать определение скорости, как это делается в СТО, то:
1) близко к 1 м/с но не равно, т.к. движущийся стержень
короче;
2) близко к 100 км/час но не равно, т.к. система координат, связанная с
Землёй, претерпевает сокращение в системе координат, связанной с автомобилем;
3) близко к скорости света, то есть, меньше чем 300 000 км/с.
Как видим, ответ зависит от определения скорости. В первом случае, скорость есть отношение перемещения ко времени этого перемещения, замеренному по перемещающимся вместе с наблюдателем часам. Во втором случае, скорость есть отношение перемещения ко времени этого перемещения, замеренному по синхронизированным часам, расставленным в системе, где это движение происходило. Именно первое определение скорости использует большая часть мира. Эту величину замеряет спидометр в автомобиле (пренебрегая трением и пробуксовкой), эту величину получит пилот самолёта, разделив расстояние между городами, на время пролёта расстояния между ними по часам пилота, эту величину получит гипотетический космонавт пролетающий за одну секунду между галактиками по часам космонавта. Эта величина в пределе стремится к бесконечности. Следовательно, если у Вас спрашивает ребёнок, возможно ли за секунду преодолеть расстояние большее, чем 300 000 км. Правильный ответ: "Да". Однако нужно уточнить, что время при этом измеряется по движущимся часам.
A. P. пишет ...
В физике, как в классической, так и в релятивистской скорость тела определяется в СИСТЕМЕ ОТСЧЕТА. Это означает, что и ЛИНЕЙКА, и ЧАСЫ должны находиться в ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ системе отсчета. А в твоем случае измеряемую величину правильнее было бы назвать "Частотой наблюдения километровых столбиков из окна автомобиля", но никак не скоростью.
Замечательно!
Так и сделаем. Переименуем спидометры в автомобилях столбикомерами, чтобы не вводить народ в заблуждение.
Идеальной метровой линейкой меряю поезд. Результат - 1000 метров. Поезд проехал мимо меня за 100 секунд. Разделив 1000 метров на 100 секунд, мы получим "частоту наблюдения метров в секунду", но никак не скорость, как мы думали раньше. Короче, "не верь глазам своим", ибо то, что ты наблюдаешь, не есть физическая величина.
Если существует два способа измерения скорости, и поскольку эти два способа дают разный результат при больших значениях, то эти две величины должны иметь разное название. Они наблюдаемы, значит реальны.
Я не против, пусть скорость, замеренная по движущимся часам, называется "колхозная", а скорость, замеренная по синхронизированным часам, - "физическая скорость".
Пример: Между деревнями "Петушки" и "Курочки" расстояние 5 км. Пешеход преодолел это расстояние за один час по его часам. Результат: v(колхозная)=5 км/час. Чтобы найти физическую скорость, перейдем в систему отсчета, связанную с кепкой пешехода. В системе отсчёта кепки пешехода Земля претерпевает лоренцево сокращение в sqr(1-(v(физическая))^2/c^2), и далее без труда вычисляем v(физическую), которая будет чуть-чуть меньше v(колхозной).
На страницах Некоторые Вопросы СТО, этим видам измеримых скоростей даны названия координатная и собственная скорость. Далее было показано, что существует еще один вид скорости - быстрота, но это не измеримая величина. Все эти скорости связаны гиперболическими функциями. Решен вопрос, а какое из шести видов ускорений должно быть константой, чтобы космонавт, отправившийся в экспедицию на Релятивистской Ракете, не стал невесом, или не погиб от перегрузок. В 2007 году была получена наиболее удивительная скорость - квантуемая.
Как измеряется координатная скорость? По синхронизированным часам. А что происходит с часами при ускорении взаимодействующих частиц и невзаимодействующих частиц? Этот вопрос А.P. обошёл стороной, а зря. Энергия здесь "лезет", пожирание пространства массивными объектами, пожирание ваших систем отсчёта, если хотите. Классно, - съел систему отсчёта, - получи порцию энергии. А так и получается, - расчёт даёт прекрасный результат для мощности Солнца...
Рассмотрим пример с поездами:
Случай А: локомотив тянет 9 вагонов, зазор между которыми равен нуль.
Случай В: десять локомотивов, стартовый зазор между которыми равен нулю,
ускоряются одновременно.
В случае А поезд и все вагоны претерпевают сокращение. Между показаниями часов вагонов появляется разность показаний относительно часов исходной системы, причем для каждого вагона своя. Если мы перейдем в систему отсчета, связанную с этим составом, то увидим, что часы во всех вагонах показывают одно и то же время.
В случае В поезд не претерпевает сокращения, хотя все локомотивы сокращаются, а зазоры между локомотивами увеличиваются. Между показаниями часов локомотивов появляется разность показаний относительно исходной системы, причём для каждого локомотива разность одинакова. Если мы перейдем в систему отсчета, связанную с этим составом, то увидим, что часы во всех локомотивах показывают разное время. Это означает, что поезд из локомотивов деформирован в пространстве-времени. Деформированная пружина имеет потенциальную энергию. "Освобождая" пружину, мы замечаем переход потенциальной энергии в кинетическую. Точно то же должно происходить и с составом из локомотивов, не связанных между собой.
Переходя от состава из локомотивов, ускоряющихся одновременно, к веществу (кристаллической решетке вещества) и пространству (решетке), содержащей решетку частиц, замечаем, что поведение ускоряющегося состава и гравитирующего вещества подобно. А значит, гравитирующее вещество нагревается. Расчет смотри на странице Солнечная Энергия.
ИГ: Как видим, ответ зависит от определения скорости.
GS: И от знания предмета обсуждения ;)
ИГ: Ради Бога, конечно Вы знаете предмет (скорость) лучше. Только почему-то вопрос об ускорении поезда из взаимодействующих и невзаимодействующих вагонов остался открытым. Я повторяю его: А. Ускоряем состав (длиной1000 м) из вагонов (длиной 100 м), жестко сцепленных с локомотивом. (Зазор между вагонами на протяжении всего ускорения - 0.) В. Синхронно, в одном направлении ускоряем состав (1000 м) из несоединённых локомотивов (100м). (Зазор между локомотивами - 0 на начало ускорения.) Что происходит с часами и длиной составов, вагонов, зазоров в случаях А и В? Откуда берется энергия на синхронизацию времен во взаимодействующей системе вагонов?
Чему равна разность затраченной энергии в случаях А и В, если массы составов равны и составы ускорены, к примеру, до скорости 10 м/с? Как только решите эти задачи, сразу поймете: Почему светят звезды и Солнце? Термоядерные реакции - фон. Идут как с выделением энергии, так и с её поглощением. Астрофизика, построенная на ядерном выгорании звезд и на радиоактивном обогреве недр планет, будет пересмотрена...
СТО - точечная теория, поскольку на начало опыта показания
часов разных систем отсчета совпадают только в одной точке.
ОТО - теория, построенная на локальной справедливости СТО.
ОТО - теория, не учитывающая материальность (удельную энергию) пространства.
В преобразования СТО входят 3 пространственные координаты и время. Хотелось
бы получить преобразования, включающие 3 пространственные координаты, время,
излучение, учитывающие расширение пространства (постоянная Хаббла) и поглощение
пространства массивными телами. Мои попытки получить такие преобразования,
выполненные надцать лет назад, кое-что дали, но, тем не менее, загнали в
тупик. Были получены преобразования АСТО (А -абсолютная), затем ВТО (В-
вакуумная).
Выводы сделанные тогда:
1. преобразования СТО не единственно верные, но наиболее просты, отличаются от преобразований АСТО только расстановкой часов.
2. Поскольку:
а) преобразования АСТО дают те же результаты, что и СТО при соответствующей
интерпретации времени;
в) преобразования ВТО в пределе дают преобразования АСТО;
с) преобразование сферы на плоскость имеет тот же вид, что и преобразования
ВТО;
то, при соответствующих оговорках, заключаем, что
Вселенная замкнута.
Вперёд: Куда ведут черные дыры?
Назад: В чем подобие между КГ и Ритмодинамикой? Кто первым сказал о втечении пространства?
К оглавлению Космической Генетики